Каталог статей | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход                                                                                               Среда, 15 Января 2025, 13:45 Гость  

План урока. Маттео Фальконе. Литература 6 класс
План урока по литературе для 6-ого класса.

Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт и сюжет.

Цели:

Обучающие:
• ознакомиться с новым литературным именем;
• знакомство с особенностями новеллы как литературного жанра;
• начало анализа художественного произведения;
Развивающие:
• развивать творческие способности учащихся;
• формировать умение аргументировать свою точку зрения;
• формировать умение рассматривать разные точки зрения;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к зарубежной литературе и культуре;
• расширять кругозора учащихся;
• воспитывать нравственные качества и понимание условности литературы как искусства слова;
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста.
Оборудование:

Книга Проспера Мериме «Маттео Фальконе», доска для записей.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

Целеполагание:

Здравствуйте! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством французского писателя Проспером Мериме. И обратим внимание на новый для вас жанр, жанр новеллы. Вы что-нибудь уже знаете об этом писателе?

Вступительное слово о писателе.
Проспер Мериме – французский писатель 19 века. Автор исторических романов, пьес. На 4 года младше Пушкина. В каком году родился Мериме? (1803). Исходя из этого, мы видим, что Мериме стал свидетелем одной из самых значимых войн для России - войны с Наполеоном в 1812 году. Интересно, что несмотря на это, он не питал неприязнь к русской культуре, наоборот, был глубоко увлечен ей: он переводил произведения Гоголя, Пушкина, Тургенева. Отличительной особенностью стиля писателя стала легкость языка. Наибольшую славу Мериме принесли новеллы.

(записываем на доске)
Новелла – (как вы думаете, к какому из трех родов литературы принадлежит жанр новеллы?) – небольшое эпическое произведение, которое отличается быстроразвивающимся сюжетом. В центре внимания – случай, происшествие, раскрывающий характер главного героя. Как правило, имеет неожиданный финал.

Фронтальный опрос класса:

1 – На какой другой жанр похож жанр новеллы? (рассказ)
2 - Назовите основные композиционные части рассказа (завязка – развитие действия – кульминация - развязка)
3 – Соответствует ли такое композиционное построение новелле «Маттео Фальконе»?

Давайте выделим с вами основные смысловые части новеллы. (план произведения ученики выполняли дома – вместе с доской составляем план, обращая внимания на ключевые эпизоды произведения)

- С чего начинается повествование? (с описания Корсики)
- Зачем нужно подробное описание острова?

(краткая справка учителя о Корсике: Корсика – горитсый остров в Средиземном море. Является департаментом Франции, жителя не французы, а корсиканцы; говорят на различных диалектах итальянского языка, из-за географических и этнических особенностей являются носителями закрытой культуры. В годы Мериме французы считали корсиканцев дикарями. Интересно, что Наполеон Бонапарт родом с Корсики, чем объясняется повышенный интерес к культуре этого острова)

(записываем первый пункт плана – Описание Корсики, знакомство с местным укладом)

- От кого мы узнаем эту историю?
- Зачем нужен образ рассказчика?
- Что мы узнаем о жизни Маттео Фалкьоне?
- Какими чертами характера обладает главный герой? (дети зачитывают фрагменты текста)
- Как к нему относятся окружающие? (зачитывают фрагменты текста)

(второй пункт плана – Маттео Фальконе глазами «других»)

Анализ сцены. Джанетто и Фортунато. Работа с текстом.
- О чем говорит нам тот факт,что Джанетто знает Маттео?
_ «Ты правильно сделал» - говорит Джонатто Фортунато. Как вы можете прокомментировать эти слова?
- «Неужели ты позволишь,чтобы меня схватили около твоего дома?» - о чем говорит этот вопрос Джонатто
(краткая историческая справка от учителя: На Корсике сотрудничество с властью считалось зазорным. Корсиканцы и французы постоянно враждовали)
- Почему Фортунато спрятал Джонатто?
- Как вы оцениваете ТАКУЮ помощь? (Фортунато спрятал Джонатто за монетку)
- Как это характеризует Фортунато?

(третий пункт плана – Встреча Джонатто и Фортунато)

Анализ сцены «Фортунато и вольтижеры»

- Как ведет себя Фортунато?
- Почему понятно, что Фортунато примет подарок и выдаст Джонатто?
- Как мальчик общается с вольтижерами? (ученики читают по ролям)
(краткая справка от учителя: вольтижеры – стрелки из числа свободных корсиканцев, которые помогали полиции)

(четвертый пункт плана – Встреча Фортунато с представителями полиции)

Анализ сцены «Появление Маттео»
- Какой показана жена Маттео? (ученики читают портретную характеристику)
(краткая справка от учителя: в 19 веке положение женщины в обществе было тяжелым, она была ограничена в правах, последнее слово в принятии решений всегда оставалось за мужчиной)

- О чем говорят нам слова сержанта: «Ну а если он прицелится в меня, несмотря на наше родство?» ? (это подсказка Мериме о том,что произойдет дальше)
- Почему Маттео не мстит преступнику, который плюнул на порог его дома и назвал его дом домом предателя?
- Как ведут себя вольтижеры по отношению к Джонатто? Почему?
(пятый пункт плана – Встреча Маттео с вольтижерами. )

Анализ сцены «Наказание Фортунато»

- Почему Маттео заставляет молиться сына?
- Нет ли противоречий между словами героя и поступком?
- Почему Маттео страется не смотреть на тело убитого им сына?
(шестой пункт плана дети заполняют сами в конце урока в зависимости от того, как они оценивают поступок Маттео Фальконе)

Итоги урока:

Почему в заглавии стоит имя убийцы?
Кто считает,что Маттео прав? (ученики в классе поднимают руки. Те, кто считает,что Маттео прав, составлят вопросы от лица Маттео к Фортунато, те ,кто считает, что Маттео не прав, составляет вопросы от лица Фортунато к Маттео. Затем, класс обсуждает разные мнения, отвечает на вопросы)

В результате формируются 2 ключевых точки зрения. Учитель предлагает 3-юю точку зрения. На доске учитель записывает :

3 т.зр. на поступок М.Ф.

- заложник местных нравов
(диктуют местные обычаи); сам виноват в поступке наказывает себя, а
сына(причина предательства- не сына.
в воспитании)
- честь и достоинство
ставит выше родства;

- строг к себе больше,
чем к другим;

- проявление сильной,
цельной натуры

Вопросы, чтобы навести учеников на формирование разных точек зрения:
- Был ли образ главного героя законченным без финального поступка?
- Автор изначально готовит нас к подобной развязке (найдите подсказки в тексте)
- Имеет ли М.Ф. вершить правосудие, если эта жизнь дарована богом?
- Как мог Маттео иначе наказать своего сына?

Заключительное задание на усвоение пройденного:

Составьте синквейн о Маттео и Фортунато.
Категория: Дидактические материалы | Добавил: 1kallista3 (22 Сентября 2015)
Просмотров: 216 | Комментарии: 1 | Теги: литература 6 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Рейтинг: 0
Имя: Лилия Голдина
Написал: gold | Дата: 23 Сентября 2015, 20:04

Уважаемая Алиса Владимировна! Спасибо за Ваше желание делиться с коллегами. Этот материал нужно тоже загрузить в методическую копилку в соответствии с правилами. Надеюсь на понимание. С уважением, Лилия Вильевна.
1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Gold-творчество © 2025