План урока. Маттео Фальконе. Литература 6 класс
План урока по литературе для 6-ого класса. Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт и сюжет. Цели: Обучающие: • ознакомиться с новым литературным именем; • знакомство с особенностями новеллы как литературного жанра; • начало анализа художественного произведения; Развивающие: • развивать творческие способности учащихся; • формировать умение аргументировать свою точку зрения; • формировать умение рассматривать разные точки зрения; Воспитательные: • воспитывать интерес к зарубежной литературе и культуре; • расширять кругозора учащихся; • воспитывать нравственные качества и понимание условности литературы как искусства слова; Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста. Оборудование: Книга Проспера Мериме «Маттео Фальконе», доска для записей. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Ход урока: Целеполагание: Здравствуйте! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством французского писателя Проспером Мериме. И обратим внимание на новый для вас жанр, жанр новеллы. Вы что-нибудь уже знаете об этом писателе? Вступительное слово о писателе. Проспер Мериме – французский писатель 19 века. Автор исторических романов, пьес. На 4 года младше Пушкина. В каком году родился Мериме? (1803). Исходя из этого, мы видим, что Мериме стал свидетелем одной из самых значимых войн для России - войны с Наполеоном в 1812 году. Интересно, что несмотря на это, он не питал неприязнь к русской культуре, наоборот, был глубоко увлечен ей: он переводил произведения Гоголя, Пушкина, Тургенева. Отличительной особенностью стиля писателя стала легкость языка. Наибольшую славу Мериме принесли новеллы. (записываем на доске) Новелла – (как вы думаете, к какому из трех родов литературы принадлежит жанр новеллы?) – небольшое эпическое произведение, которое отличается быстроразвивающимся сюжетом. В центре внимания – случай, происшествие, раскрывающий характер главного героя. Как правило, имеет неожиданный финал. Фронтальный опрос класса: 1 – На какой другой жанр похож жанр новеллы? (рассказ) 2 - Назовите основные композиционные части рассказа (завязка – развитие действия – кульминация - развязка) 3 – Соответствует ли такое композиционное построение новелле «Маттео Фальконе»? Давайте выделим с вами основные смысловые части новеллы. (план произведения ученики выполняли дома – вместе с доской составляем план, обращая внимания на ключевые эпизоды произведения) - С чего начинается повествование? (с описания Корсики) - Зачем нужно подробное описание острова? (краткая справка учителя о Корсике: Корсика – горитсый остров в Средиземном море. Является департаментом Франции, жителя не французы, а корсиканцы; говорят на различных диалектах итальянского языка, из-за географических и этнических особенностей являются носителями закрытой культуры. В годы Мериме французы считали корсиканцев дикарями. Интересно, что Наполеон Бонапарт родом с Корсики, чем объясняется повышенный интерес к культуре этого острова) (записываем первый пункт плана – Описание Корсики, знакомство с местным укладом) - От кого мы узнаем эту историю? - Зачем нужен образ рассказчика? - Что мы узнаем о жизни Маттео Фалкьоне? - Какими чертами характера обладает главный герой? (дети зачитывают фрагменты текста) - Как к нему относятся окружающие? (зачитывают фрагменты текста) (второй пункт плана – Маттео Фальконе глазами «других») Анализ сцены. Джанетто и Фортунато. Работа с текстом. - О чем говорит нам тот факт,что Джанетто знает Маттео? _ «Ты правильно сделал» - говорит Джонатто Фортунато. Как вы можете прокомментировать эти слова? - «Неужели ты позволишь,чтобы меня схватили около твоего дома?» - о чем говорит этот вопрос Джонатто (краткая историческая справка от учителя: На Корсике сотрудничество с властью считалось зазорным. Корсиканцы и французы постоянно враждовали) - Почему Фортунато спрятал Джонатто? - Как вы оцениваете ТАКУЮ помощь? (Фортунато спрятал Джонатто за монетку) - Как это характеризует Фортунато? (третий пункт плана – Встреча Джонатто и Фортунато) Анализ сцены «Фортунато и вольтижеры» - Как ведет себя Фортунато? - Почему понятно, что Фортунато примет подарок и выдаст Джонатто? - Как мальчик общается с вольтижерами? (ученики читают по ролям) (краткая справка от учителя: вольтижеры – стрелки из числа свободных корсиканцев, которые помогали полиции) (четвертый пункт плана – Встреча Фортунато с представителями полиции) Анализ сцены «Появление Маттео» - Какой показана жена Маттео? (ученики читают портретную характеристику) (краткая справка от учителя: в 19 веке положение женщины в обществе было тяжелым, она была ограничена в правах, последнее слово в принятии решений всегда оставалось за мужчиной) - О чем говорят нам слова сержанта: «Ну а если он прицелится в меня, несмотря на наше родство?» ? (это подсказка Мериме о том,что произойдет дальше) - Почему Маттео не мстит преступнику, который плюнул на порог его дома и назвал его дом домом предателя? - Как ведут себя вольтижеры по отношению к Джонатто? Почему? (пятый пункт плана – Встреча Маттео с вольтижерами. ) Анализ сцены «Наказание Фортунато» - Почему Маттео заставляет молиться сына? - Нет ли противоречий между словами героя и поступком? - Почему Маттео страется не смотреть на тело убитого им сына? (шестой пункт плана дети заполняют сами в конце урока в зависимости от того, как они оценивают поступок Маттео Фальконе) Итоги урока: Почему в заглавии стоит имя убийцы? Кто считает,что Маттео прав? (ученики в классе поднимают руки. Те, кто считает,что Маттео прав, составлят вопросы от лица Маттео к Фортунато, те ,кто считает, что Маттео не прав, составляет вопросы от лица Фортунато к Маттео. Затем, класс обсуждает разные мнения, отвечает на вопросы) В результате формируются 2 ключевых точки зрения. Учитель предлагает 3-юю точку зрения. На доске учитель записывает : 3 т.зр. на поступок М.Ф. - заложник местных нравов (диктуют местные обычаи); сам виноват в поступке наказывает себя, а сына(причина предательства- не сына. в воспитании) - честь и достоинство ставит выше родства; - строг к себе больше, чем к другим; - проявление сильной, цельной натуры Вопросы, чтобы навести учеников на формирование разных точек зрения: - Был ли образ главного героя законченным без финального поступка? - Автор изначально готовит нас к подобной развязке (найдите подсказки в тексте) - Имеет ли М.Ф. вершить правосудие, если эта жизнь дарована богом? - Как мог Маттео иначе наказать своего сына? Заключительное задание на усвоение пройденного: Составьте синквейн о Маттео и Фортунато. | |
| |
Просмотров: 216 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |||||
|